Выжить в третьей четверти: Как помочь школьнику пережить самый длинный и сложный период учебного года
Третья четверть длится аж два с половиной месяца (с 9 января по 21 марта), и это настоящее испытание для детской психики. Есть даже такой термин - синдром третьей четверти.
КАК ВОСХОЖДЕНИЕ НА ГОРУ
Подмечено и учителями, и родителями: в начале нового года многие школьники хуже учатся и хуже соображают, даже те, у кого с учебой раньше не было проблем. Становятся вялыми, раздражительными или, наоборот, взвинченными. Настроение колеблется между “грустно” и “отстаньте”. Даже любимые хобби не радуют, как раньше: вчера обожал робототехнику или увлеченно снимал видеоролики – теперь не интересно.
- Это похоже на восхождение на гору, когда половина пути пройдена, силы на исходе, а инструктор объявляет: мол, впереди - самый трудный участок. И в этот момент еще и метель начинается, - образно описала состояние школьников Светлана Кузнецова, психолог, руководитель методического отдела Академии Ukids.
ПРАЗДНИКИ УТОМИЛИ
Куда же силы делись? Ведь только-только после отдыха! Особенность новогодних каникул в том, что после них как накапливается усталость - из-за переизбытка впечатлений от елок, подарков, событий. Мозгу нужно время все это переварить, а тут - бац, опять в школу. Перезагрузиться и полноценно отдохнуть не успевают даже взрослые!
Добавьте сюда сбившийся режим дня - обычное для каникул дело. Авитаминоз: летние запасы организм исчерпал, до весны далеко, еще и солнца зимой мало, а ультрафиолет, как известно, влияет на когнитивные способности и выработку витамина D.
В школе учителя нагнетают: мол, третья четверть - самая трудная и ответственная, соберитесь! Сложные темы обычно проходят во втором полугодии плюс на носу экзамены - сплошной стресс!
И за окном тоскливо - мир черно-белый, даже любимая детская площадка зимой выглядит не так привлекательно, как осенью или весной.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ
Вот пошаговая инструкция от эксперта:
1. Восстанавливаем режим дня.
“Так, с понедельника ложимся в девять, встаем в семь, никаких гаджетов!” - стоп-стоп, так резко не надо. Постепенно сдвигайте каждый вечер время засыпания на 15-20 минут, примерно за час до отбоя предупреждайте ребенка, чтобы успел закончить свои дела. Так же постепенно восстанавливайте привычное расписание приема пищи.
2. Налаживаем световой режим.
С утра раздвигайте шторы, чтобы в комнатах было побольше естественного дневного света. При таком освещении, желательно прямо у окна, делать уроки. Побольше гулять, особенно в солнечные дни. А вечером включать настольные лампы или торшеры с теплым светом. За час до сна отложить компьютер и планшет, телефон перевести в режим "без синего".
3. Добавляем красок в серые будни.
Предложите ребенку выбрать яркую обновку - шапку, рукавички, футболку. Купите маркеры или ручки веселой расцветки - открывать пенал станет радостнее. В меню добавьте красные апельсины, желтые бананы, зеленые яблоки. Украсьте подоконник цветущими растениями. Предложите “красочные” занятия вроде рисовать акварелью по пятницам.
4. Создаем островки радости.
“В воскресенье идем в аквапарк, потом в кино, потом к бабушке!” А потом всю неделю только учеба - так себе идея. Лучше пусть будет одно радостное событие в день, но почаще.
Запланируйте 20-минутную прогулку после уроков, во время которой можно покормить голубей. Введите традиции вроде "пятничной пиццы”, "субботних блинов". Устройте после ужина семейные игры в "Монополию" или "UNO", домашний кинотеатр с попкорном. Таких запланированных событий ребенок будет ждать с радостью. Важно и его самого привлекать: "Что бы ты хотел сделать интересного вечером в среду?".
5. Добавляем движения.
Предложите ребенку устроить танцевальную паузу во время подготовки уроков, пройти пешком пару остановок после школы, поиграть в "Твистер" или "Танцевальный коврик". Да просто начните делать вместе с ним зарядку по утрам.
6. ..и уютные ритуалы.
Если вы еще такое не практиковали, начинайте - очень сближает:
утренние обнимашки: три крепких объятия перед выходом в школу,
вечернее чтение: 15 минут любимой книги перед сном,
“чай с секретом”: каждый рассказывает за чаем, что хорошее случилось за день.
Важный момент для родителей - не пытайтесь быть супергероем. Задача взрослых не мгновенно “починить” настроение ребенка, а быть рядом и поддерживать. Поэтому никакой критики, нотаций и фраз вроде “Не ной!”. Старайтесь реагировать доброжелательно, проявлять внимание и интерес.
Вот волшебные фразы в помощь:
“Я понимаю, как тебе сейчас непросто”
“Расскажи, что самое сложное для тебя сейчас?”
“Давай вместе придумаем, как это сделать”.
ВАЖНО!
Где взять силы маме:
Дать нужную поддержку ребенку сможет только спокойная, отдохнувшая мама. А взрослые ведь тоже испытывают похожее состояние спада после новогодних каникул. Поэтому:
- Упрощайте быт.
- Если нет сил готовить ужин, закажите доставку готовой еды или купите полуфабрикаты в супермаркете. Просите мужа или старших детей помочь с домашними делами.
- Находите время для маленьких радостей.
- Выпейте чашечку кофе в уютном кафе, пока дети на тренировке. Украсьте рабочий стол красивым еженедельником. Почитайте книгу, укутавшись в плед. Примите ванную. Устройте видеовстречу с подругами. Такие события поднимают настроение и наполняют энергией.
- Делите ответственность.
- Обычно мамы держат в голове кучу дел, включая организацию учебного процесса ребенка. Это выматывает. Записывайте в ежедневник списки дел. А ответственность за учебу постепенно передавайте ребенку. Повесьте на видное место чек-лист сборов в школу и домашних дел, составьте вместе распорядок дня. Подключайте мужа. Иногда родители класса договариваются насчет домашки (мой сегодня с вашим Петей делает, а завтра ждем вашего у нас) или совместных прогулок.
БДИ!
Если вы замечаете, что ребенок постоянно жалуется на усталость или головную боль, отказывается от еды и любимых занятий, стал слишком раздражительным или плаксивым - это повод обратиться к педиатру. Возможно, организму нужна дополнительная поддержка в виде витаминов или других препаратов, которые может назначить только врач. Такие симптомы могут появиться и из-за нездоровой обстановке в школе - конфликтов с одноклассниками или учителями. И это тоже требует вмешательства родителей.